Владислав Фельдблюм
России придется вспомнить опыт сталинских пятилеток, если экономическая ситуация продолжит ухудшаться
Мне уже неоднократно приходилось писать на эту тему, например на сайтах «Дмитрий Медведев»
http://www.medvedev-da.ru/forum.php?PAG … p;TID=4243
и «Альтернативы»
http://www.alternativy.ru/ru/node/15017
Вопреки бодрым заявлениям властей, положение в экономике осложняется, неустойчивость рубля и тенденция к снижению цен на нефть сохраняются. Поэтому приходится продолжить разговор.
Цены на нефть могут опуститься до 20 долларов за баррель, и даже в этом случае страны ОПЕК не будут снижать объемов добычи. Такое заявление сделал министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Нуйами. В таких условиях России придется забыть не только о сверхдоходах, но и вообще о каких бы то ни было доходах от продажи углеводородов. Это значит, что рассчитывать можно будет только на новую индустриализацию, которую пока деликатно называют «импортозамещением», причем в условиях постоянной нехватки ресурсов. Не помогут и резервы, накопленные в благоприятные времена. Нынешняя себестоимость добычи нефти в России, включающая саму добычу, затраты на амортизацию основных фондов и доставку продукции потребителям, оценивается специалистами в 30−35 долларов за баррель. Оптимизация расходов (включая и снижение высоких зарплат, и урезание премий руководящему составу нефтяных компаний) может снизить эту цифру до 25−30 долларов за баррель. Это означает, что при цене на мировом рынке в 20 долларов, нашу нефтяную отрасль ждет разорение, постепенное изнашивание и в итоге выход из строя производственных мощностей. Тут уж точно не до жиру, быть бы живу.
В такой ситуации придется вспомнить наш исторический опыт. Великим свершениям никогда не сопутствовали благоприятные условия. Всегда была угрозы интервенции, войны с крупными державами. Но наш народ преодолевал все трудности, опираясь исключительно на собственные силы. Так было во время реформ Петра Великого, так было и во время сталинских пятилеток и послевоенного восстановления. Развитие в таких условиях требует напряжения всех сил, мобилизации всех ресурсов. Ориентация на Запад может породить только новое подобие ельцинской смуты, с новыми жертвами для населения и враждебной ему властью в Кремле. Уже сегодня Россия могла бы развиваться с ориентацией на внутренний рынок. Нефть можно было бы добывать по внутренним ценам и использовать не столько для продажи, сколько для нужд нашей промышленности. Основным двигателем экономики должна быть не продажа сырья за рубеж, а развитие отечественного производства. Становится все очевиднее необходимость избавления страны от фатальной долларовой зависимости, безальтернативность обеспечения промышленности, сельского хозяйства и населения жизненно важными товарами собственного производства.
Но такая перспектива требует существенного изменения общественного сознания. Стране нужны скорее профессии рабочих, инженеров, ученых, чем менеджеров, маркетологов и разного рода «креативных личностей». Самовыражение должно проявляться не столько в покупке модных телефонов, автомобилей и евроремонте квартир, сколько в трудовых достижениях, научных открытиях, изобретениях, занятиях спортом. За последние 20 лет слишком многие расслабились, многих поразила психология потребительства. Более того, слишком многие утратили навыки к серьезному труду. Не к «креативу», который сродни спекуляции, а к нормальному труду, создающему материальные блага в реальной экономике.
К сожалению, наша власть еще не проявила достаточного понимания всей серьезности негативных тенденций. В условиях падения рубля надо было ввести ограничения на свободное движение капиталов, надо было не «призывать», а обязать экспортеров продавать валютную выручку. Это означает, что наше государство по-прежнему обслуживает интересы олигархической буржуазии и оффшорной аристократии. Эта богатенькая публика фактически действует в интересах Запада, который ввел против нас экономические санкции. Реальная борьба с неконтролируемым ростом цен также давно требует уже не только экономических, но и административных мер.
Вышесказанное не означает необходимости полного возвращения к сталинским временам. Нет нужды ни в сворачивании политических свобод, ни в самоизоляции страны и прекращении взаимовыгодного международного сотрудничества. Но приходит время отрезвления и понимания необходимости применения всего рационального из нашего исторического опыта в условиях все более очевидных тревожных социально-экономических тенденций.
Ярославль, июль 2015 г.