Владислав Фельдблюм
Поручение Леонида Аркадьевича Костандова
(к 100-летию со дня рождения талантливого организатора и руководителя советской химической промышленности)
Леонид Аркадьевич Костандов (1915-1984) – заместитель Председателя Совета Министров СССР, член ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР. В 1965-1980 г.г. – министр химической промышленности СССР. За большие заслуги по организации и руководству химической промышленностью советской страны был награжден тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почета». Лауреат Сталинской премии (1951) и Ленинской премии (1960). Среди множества химических заводов, построенных и пущенных в эксплуатацию под руководством и при участии Л.А.Костандова, было и первое советское крупнотоннажное производство полиэтиленовых труб на Казанском заводе органического синтеза в 80-х годах. С этим событием у меня связаны приятные воспоминания.
На заводе осваивалась новая установка димеризации этилена в бутен-1. Последний является важным компонентом при производстве полиэтилена. И вот эта установка упорно не хотела работать, из-за чего срывались плановые сроки пуска в работу полиэтиленового завода. Высокое московское начальство рвало и метало. Как водится, всю вину возлагали на руководство завода, обвиняли его в безграмотности и безответственности. Крайним оказался главный инженер Малик Салихович Габутдинов (Владислав Фельдблюм. Памяти Малика Салиховича Габутдинова http://forum.xumuk.ru/index.php?showtopic=85296 ).
В то время я, будучи уже доктором наук и профессором, заведовал лабораторией в ярославском НИИМСК-е. Это была единственная отраслевая лаборатория, которая специализировалась на разработке и промышленной реализации процесса димеризации этилена. Надо сказать, мы преуспели в этом деле. Не случайно к нам в конце 70-х приезжала группа специалистов из США, из научно-технологического центра американской фирмы «Филлипс Петролеум Ко.» в Бартлсвилле (штат Оклахома) для ознакомления с опытом и налаживания сотрудничества. Меня американцы величали «отцом советской димеризации». И вот во время неприятностей в Казани в моем кабинете раздался звонок. Звонил не кто-нибудь, а сам заместитель Председателя Госплана СССР Анатолий Иванович Лукашов. «Давайте, ребята, поезжайте в Казань и помогите заводчанам», - сказал он. Вскоре в НИИМСК пришла правительственная телеграмма за подписью Л.А.Костандова. Она предписывала руководству института немедленно организовать группу специалистов во главе со мной, командировать ее на завод, разобраться в положении дел, проинформировать оттуда лично его и дать ему предложения по выправлению ситуации.
В Казани выяснилось, что сбои в работе установки димеризации этилена происходят не по вине заводчан, а из-за недостатков технологии, допущенных её разработчиками, учеными одного из институтов Академии Наук СССР. О чём мы немедленно и проинформировали лично Л.А.Костандова телеграммой с завода. Помню, как Малик Салихович обрадовался, как он благодарил меня, у него словно камень с души свалился! Затем началась ускоренная работа совместно с заводчанами по усовершенствованию технологии димеризации этилена. Она завершилась совместным изобретением, которое позволило нормализовать ситуацию и обеспечить непрерывную и надёжную работу установки. Я до сих пор бережно храню это наше авторское свидетельство СССР с участием Малика Салиховича Габутдинова и других работников завода. Оно напоминает мне об этом интересном, умном, доброжелательном человеке и о нашем сотрудничестве. И, конечно, напоминает о «титане» советской химической промышленности Леониде Аркадьевиче Костандове.
Ярославль