Конституция РФ как национальная идея
(к обсуждению значения Конституции РФ в связи с 20-летием её принятия)
На сайте «Единой России» 21 ноября 2013 г. опубликована статья под заголовком «Нарышкин: Национальная идея сформулирована в Конституции»
http://er.ru/news/2013/11/21/naryshkin- … nstitucii/
По мнению спикера Госдумы С.Е.Нарышкина, вносимые многими предложения прописать в 13-й статье Конституции национальную идею не могут быть приняты. Вместе с тем, он считает, что национальная идея «уже точно сформулирована в Конституции, в первой её главе, где говорится, что мы строим демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
В связи с «национальной идеей» вспоминаю свое участие в конкурсе на лучшую национальную идею для России, объявленном «Российской газетой» в 1996 году. Об этом конкурсе я упомянул в поздравлении «Российской газете» с её 20-летием в номере от 11 ноября 2010 г. http://www.rg.ru/20let/ Поиск национальной объединяющей идеи был инициирован самим Борисом Ельциным. Этим делом активно занимались социологи и политологи, а "Российская газета" объявила конкурс и обещала победителю солидное денежное вознаграждение. Я послал в газету небольшую статью. Прежде всего, высказался в том духе, что национальную объединяющую идею нельзя придумать за денежное вознаграждение, такое не продаётся и не покупается. Чтобы национальная идея на самом деле работала на консолидацию нашего общества, она должна основываться на глубоком понимании объективных законов общественного развития. Отказ от марксизма как официальной идеологии не означает, что объективные экономические законы перестали действовать. Их никто не отменял. Их изучение в наше время требует междисциплинарного и системного подхода, требует интеграции научных знаний о природе и обществе, конструктивного взаимодействия различных научных дисциплин.
Я подчеркнул в этой статье, что стране необходима серьёзная корректировка социально-экономического курса. Отбросив советское прошлое, мы с водой выплеснули ребёнка. В нашу эпоху ни одна развитая страна уже не живёт в обстановке экономического беспредела, хаоса и анархии, без тех или иных форм планирования развития народного хозяйства, без всякого регулирования цен и доходов. Это был призыв не к возврату в советское прошлое, а к осознанию сложившихся реалий, к преодолению неблагоприятных тенденций в развитии страны. В статье говорилось: "Нам нужна глубокая вера в силу человеческого разума, в его способность познать окружающий мир во всей его сложности. Нам нужна вера в действенность человеческой доброты, порядочности и уважительности. Нужна вера в способность россиян устроить жизнь в своей стране истинно по-человечески. Такую жизнь, при которой люди проявляли бы свою энергию в созидательном труде, а не в стремлении оттолкнуть, обмануть или унизить ближнего ради лишнего куска от скудного общественного пирога". Моя статья была опубликована в "Российской газете" 17 сентября 1996 года. Я был рад, несмотря на то, что редакция придумала не слишком удачный заголовок к статье. А что касается конкурса, то премию кому-то присудили, и на этом всё закончилось.
И вот теперь снова заговорили о национальной идее. Сомневаюсь в правильности утверждения уважаемого Сергея Евгеньевича Нарышкина о том, что в Конституции РФ, по крайней мере в её нынешнем тексте, содержится формулировка национальной идеи. А нужно ли это? Думаю, что да. Но дело в том, что любая формулировка национальной идеи будет воспринята обществом и будет реально работать на его консолидацию лишь при условии единства слова и дела. Возьмем пункт 1 статьи 7. В нем сказано: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Едва ли эта формулировка может быть признана удовлетворительной. Она не конкретна, носит слишком общий характер. Какие именно условия способны обеспечить это прекрасное намерение? Имеем ли мы сегодня «социальное государство» при диком социальном расслоении? Что означает «достойную жизнь» - жизнь олигарха или скромного труженика? А что подразумевается под «свободным развитием»? Свобода для добросовестного, компетентного, продуктивного труда или свобода для воровства, коррупции, мошенничества, жульничества, имитации реальной работы? А ведь именно такая «свобода» процветала в ельцинские времена, когда принималась нынешняя Конституция РФ. Именно эта «свобода» поставила Россию на грань катастрофы, едва не привела к её распаду вслед за СССР. И именно такая «свобода» не изжита и до сих пор.
Уж если говорить о национальной идее в Конституции РФ, то следует наполнить реальным содержанием именно этот пункт 1 статьи 7. Чтобы реально обеспечить то, что в нем столь кратко записано, необходимо значительно усилить социальную направленность политики и коренным образом усовершенствовать государственное управление. С этой целью предлагаю следующую измененную формулировку пункта 1 статьи 7:
«Российская Федерация - социальное государство, которое обеспечивает национальную безопасность во всех её аспектах, планирует и реализует всестороннее социально-экономическое развитие страны, регулирует функционирование рынка путём координации деятельности государственного и частного секторов в общенациональных интересах, реализует в качестве главного приоритета повышение уровня жизни большинства населения, предотвращает недопустимо высокую степень социального расслоения, гарантирует основные демократические свободы и законные права личности, пресекает нарушения законности, способствует превращению науки и культуры в факторы, определяющие дальнейшее общественное развитие».
Это мое предложение опубликовано в виде комментария на сайте «Российской газеты» от 19 ноября 2013 г. http://www.rg.ru/2013/11/19/posizia.htm … nts_hidden
Кроме того, я направил его на имя спикера Госдумы С.Е.Нарышкина. Если это предложение будет принято и внесено в Конституцию РФ, если оно будет на деле претворяться в жизнь, то россияне поверят в будущее своей страны. Тогда Конституция РФ действительно сможет стать национальной идеей.
Ярославль, декабрь 2013 г.