К вопросу о реформе РАН

http://vppress.ru/photo/new/14515.jpg


          Госдума приняла закон о реформе РАН. Почти полностью выхолощено всё, что предлагал министр Дмитрий Ливанов. Фактически всё осталось по-прежнему. Но тема не закрыта.  «Лента.ру» от 21 марта 2013 г. напечатала заметку под заголовком «Ливанов создаст альтернативную академию наук» http://lenta.ru/news/2013/03/21/ran/     По словам Ливанова, в ближайшее время министерство займется формированием новой научной организации – Совета по науке. По мысли министра, этот совет станет оппозиционным по отношению к РАН. «Этот совет станет голосом российской науки», - заявил министр. При этом в совет предполагается ввести только крупных ученых в дееспособном возрасте, работающих и достигших реальных успехов. Это значит, что в совет не войдут администраторы РАН. Ранее Ливанов заявлял, что в президиуме академии почти нет настоящих ученых. Ливанов также сообщил, что Минобрнауки приняло на 2013-2020 годы госпрограмму «Развитие науки и технологий», которая обойдется в 1,6 триллиона рублей. Министр подчеркнул, что РАН, несмотря на свою независимость, будет подчиняться министерству в бюджетных вопросах, и добавил, что его ведомство будет координировать научные исследования, которые проводят как вузы, так и организации, подконтрольные РАН. Не успела появиться эта заметка в «Ленте», как следом напечатали вторую. Оказывается, Минобрнауки опровергло создание альтернативной академии наук, подтвердив намерение создать Совет по науке http://lenta.ru/news/2013/03/21/deny/       

       Сегодня трудно сказать, что лучше – революционная ломка или постепенное совершенствование управления наукой. Но совершенно очевидно, что дальше нельзя терпеть то, что есть. Мне не раз приходилось касаться этой темы. В октябре 2009 года журнал «Ректор вуза» опубликовал мою статью «О положении в науке и образовании» («Ректор вуза», 2009, №10, с.36-37).  За минувшие три с лишним года положение не только не улучшилось, а значительно ухудшилось. Академия Наук окончательно превратилась в пристанище престарелых людей, которые скорее занимаются бесконечным продолжением своих докторских диссертаций, чем новыми актуальными научными направлениями. Многие академические институты фактически остались лишь на бумаге. Ни о  новом серьезном вкладе в фундаментальную науку, ни о связи с практикой нет и речи. Конечно, есть и приятные исключения, но они не меняют общего безрадостного положения дел. Более того, многие академики научились изощренно втирать очки и выпрашивать деньги у государства. В обстановке клановости и бесконтрольности происходят уж совсем возмутительные вещи. Широкое распространение получил откровенный плагиат. Тиражируют статьи и даже «изобретения», лишь слегка изменив заголовки и тексты своих прежних работ. Плодят недобросовестных кандидатов и даже докторов наук. Более того, не гнушаются переводом на русский зарубежных работ и отправкой их в печать под своим именем в слегка измененном виде. Такого маразма наша наука ещё не знала!
       
        Не лучше положение и в образовании. Продолжается снижение его качества. В вузы приходят абитуриенты с эмбриональным уровнем развития. Требовательность вузовских преподавателей резко понизилась с переводом вузов на «подушевую» систему финансирования. Теперь отчисление тупиц и  бездельников накладно для вуза – от числа студентов зависит его финансирование. Качество чтения лекций и проведения практических занятий резко ухудшилось по причине непрофессионализма многих преподавателей. Низкая заработная плата выталкивает из вузов молодых перспективных специалистов. Взяточничество в вузах приобрело новые изощренные формы. Дипломы и аттестаты по-прежнему продаются. Ученые советы вузов продолжают по инерции с помощью накатанной схемы плодить армию кандидатов и докторов наук низкого качества. Результативность работы вузовского ученого продолжают оценивать по количеству опубликованных статей и  по числу подготовленных кандидатов. Качественная сторона при этом не учитывается. При таком положении вещей не вызывает удивления тот факт, что отечественные вузы столь низко котируются в мировом образовательном сообществе.
     
        И вот новый министр Дмитрий Ливанов начал делать что-то реальное по исправлению этого безобразного положения. И что тут началось! Вопли «оскорбленных» академиков. Массовые протесты ректоров против признания их вузов неэффективными. Умело организованные массовые протесты студентов в защиту родных вузов. Поездки в Москву глав регионов, чьи дети  и дети их родных и знакомых никак не смогут обойтись без «своих» вузов. Громогласные спекуляции политиков, зарабатывающих политические дивиденды не недовольстве новым министром.  И, конечно, выступления в Государственной Думе с требованиями немедленной отставки «антинародного» министра. Вся эта вакханалия вызывает чувство досады и сожаления.  В своем недавнем комментарии в видеоблоге Дмитрия Медведева я сказал: «Мириться с нынешним положением нельзя, требуются серьезные меры. Если академики не согласны с планами правительства, то пусть предложат свои. Только без непродуктивных воплей о намерении правительства “развалить науку”, без бахвальства своими мнимыми достижениями, без демагогических требований “всеобщего обсуждения” этой очень сложной и специальной проблемы, без апелляций к “общественности” и без наглых призывов к отставке правительства только на том основании, что задеты их личные и корпоративные интересы. Пусть подумают и ответят на вопрос, как реально поднять рейтинг науки и образования, столь низкий по многим мировым экспертным оценкам»  http://blog.da-medvedev.ru/accounts/10094   

      Готов подписаться под этим и сегодня. К сожалению, академическая элита не прислушивается. От неё поступают «новые предложения», в которых предлагается всё оставить по-прежнему. Слишком хорошо живут наши чиновники-ученые, не так как подчиненные им научные сотрудники. Бесконтрольно забирают в свои карманы львиную долю и без того скудных бюджетных ассигнований. И не слишком обременены заботой о будущем российской науки, о качестве российского образования. Видно и в самом деле Дмитрий Ливанов прав!

Ярославль, сентябрь 2013 г.