Маятник истории
(о динамике науки и образования в России)

   
http://vidomosti-ua.com/photo/original-1321435741.JPG

           С интересом наблюдаю за последними новостями в нашей науке и образовании. Более трех лет назад журнал «Ректор вуза» (№ 10 за 2009 год) опубликовал мою статью «О положении в науке и образовании». В ней говорилось: «Материальная база научных институтов и учебных заведений разваливается, квалифицированные кадры уходят или просто стареют, со своевременной квалифицированной заменой крайне плохо. Наука в вузах хиреет, а учёные советы продолжают по инерции штамповать кандидатов и докторов весьма низкого качества. Отдельные достижения в сфере науки и образования не отражают общего безрадостного положения дел. Нам давно пора прекратить хвастливые разговоры о бесконечных достижениях в науке и образовании. Критерием успехов здесь, в конечном счёте, может быть только реальный рост социально-экономического потенциала страны. А пока что, несмотря на внушительную армию профессоров и академиков с их реальными или придуманными достижениями, страна никак не может выбраться из разряда отстающих».
        На эту же тему – моя статья в январе этого года  «Системный порочный круг: упадок науки и образования» http://www.philosophystorm.org/professor/3519  В ней говорилось: «Когда условий для нормальной работы нет, а зарплату получать надо, респектабельные и седовласые ученые мужи и их ученики творят форменные безобразия. Тиражируют и выдают за новые свои труды, выполненные много лет назад и слегка перелицованные. Доходят и до прямого плагиата: переводят зарубежные статьи и, слегка изменив название и содержание, отправляют в научные журналы как свои собственные. Эффективность работы ученого по старинке измеряют количеством научных монографий и статей, не обращая внимания на их качество. Положительные рецензии получают по знакомству или за деньги. Пионерских изобретений, как, впрочем, и в советские времена, крайне мало. Преобладают незначительные усовершенствования уже известных изобретений, да и то нередко сомнительные».
       Эти безрадостные констатации с пугающей точностью подтверждаются  событиями последнего времени. Наши вузы заняли отнюдь не первые места в международных рейтингах. Среди отечественных вузов по оценкам Минобрнауки  многие оказались неэффективными. Серьезные претензии предъявляются к работе ВАК. Некоторые ученые советы по присуждению степеней ликвидируются за неудовлетворительную работу. Выявляются многочисленные случаи плагиата в уже защищенных диссертациях. Несмотря на широкую сеть высших и средних учебных заведений, в стране ощущается острая нехватка квалифицированных кадров для работы на промышленных предприятиях. Снижение качества образования приводит к низкой квалификации выпускников. Этот перечень можно было бы дополнить, но нет необходимости. Ясно, что наука и образование испытывают период упадка.
        Вспомним историю. Молодая советская страна фактически не имела собственного научного потенциала. Всё пришлось создавать почти с нуля. За короткий исторический срок были созданы вузы, академические и отраслевые институты, подготовлены отечественные научные и инженерные кадры. Этот созидательный процесс развивался синхронно с созданием и развитием отраслей народного хозяйства. Комплексное и сбалансированное развитие экономики гарантировалось плановой системой управления народным хозяйством. Шло время, развивалось народное хозяйство, возрастала потребность в квалифицированных кадрах. Поэтому росли и расширялись научные институты и вузы. Учебные институты становились академиями, затем университетами. Увеличивался контингент студентов и преподавателей, открывались всё новые и новые специальности. Но в эпоху, которую принято называть «застоем», уже стал намечаться дисбаланс между потребностями народного хозяйства в специалистах и непрерывно увеличивающимся количеством выпускников.
        Начало 90-х «ознаменовалось» обрушением народного хозяйства по всем направлениям. Простаивали и закрывались предприятия, научные учреждения, целые отрасли экономики. А количество вузов не уменьшалось. Более того, возникла целая армия негосударственных учебных заведений. Численность обучающихся и, соответственно, выпускников неуклонно возрастала. Между тем, обязательное распределение их на работу по специальности было ликвидировано. Результат нетрудно было предугадать. Всё большее количество молодых специалистов не получало работы по специальности и отпускалось в свободное плавание. Часть устраивалась на работу в бизнесе по профилю своей подготовки, но многим пришлось позабыть о своей вузовской специальности. Та же судьба постигла и многих научных работников, которые в одночасье стали ненужными. Была почти полностью разгромлена отраслевая наука, а фундаментальная понесла серьёзные потери. Исторический маятник качнулся в обратную сторону.
        И вот теперь сложилась ситуация, когда науки и образования стало «слишком много» для захиревшей реальной российской экономики. Министерство со всей очевидностью взяло курс на сокращение числа вузов. Правильно ли это? Не знаю. Возможно, сегодня просто нет другого выхода. Но возникает вопрос. Разве не стоит на повестке дня острая необходимость возрождения и развития отечественного производства? Разве сможет такая страна, как Россия, без конца жить и развиваться на иностранные подачки, ввозя из-за рубежа даже самые необходимые потребительские товары? Мы ввозим одежду, обувь, продовольствие, станки и инструменты, автомобили, бытовую технику. Мы ввозим  компьютеры и мобильные телефоны, на которых базируются вся российская экономика, банковская система, вооруженные силы. Мы ввозим лекарства и лишь немногие делаем сами, причем из импортных субстанций, поскольку отечественная химическая промышленность приказала долго жить.  Говорят, так и должно быть, там качество выше. Да, выше. Так что же, теперь Россия обречена на вечное низкое качество собственных изделий?
         Какой же должна быть политика в области науки и образования? Можно и дальше сокращать научно-образовательный потенциал вслед за стагнацией и упадком отечественного производства. А можно взять курс на восстановление и развитие отечественного производства, но в этом случае упадок науки и образования сыграет с нами злую шутку. Что бы ни говорили, но сегодня не обойтись без восстановления планомерного и пропорционального развития  производства, науки и образования, как это было в наиболее динамичные периоды нашего советского прошлого. Конечно, можно и дальше игнорировать полезный  советский опыт,  можно бездумно переносить на нашу неподготовленную почву западные «ценности», можно высокомерно надувать щеки и без конца болтать о прелестях либерализма, свободы и демократии. Но тогда исторический маятник бесповоротно отбросит Россию в разряд слаборазвитых стран. Для нашей многонациональной страны с её огромной территорией, к тому же вынужденной постоянно поддерживать в безопасном и работоспособном состоянии ракетно-ядерный потенциал, равно как и серьёзно совершенствовать обычные вооружения, дальнейшее ослабление равносильно развалу и гибели. Такова цена продуманной политики в сфере науки и образования.

Ярославль, февраль 2013 г.