Владислав Фельдблюм

Послание уходящего президента

         
http://news.kremlin.ru/media/events/photos/medium/41d3bcc09b3d45207d24.jpeg

     Внимательно прочитал послание Д.А.Медведева Федеральному Собранию http://kremlin.ru/news/14088  и никак не могу отделаться от странного впечатления неопределенности. Что это? Глубокий и непредвзятый анализ своей предыдущей деятельности или популистский "пиар", последняя попытка отстоять честь мундира и войти в историю в качестве некоего "преобразователя" либерального толка? Трезвый взгляд на происходящее в стране или очередное стремление приукрасить сложную и полную проблем ситуацию? Ответственная разработка социально-экономической политики, направленной на планомерное, устойчивое, бескризисное развитие России, или некий набор мер по удовлетворению амбиций различных ( и в первую очередь - протестных) социальных групп? Опуская общие рассуждения и не вполне убедительную констатацию, остановимся лишь на некоторых предлагаемых президентом мерах.

       "Комплексная реформа политической системы". Звучит красиво. Заявлено в качестве реверанса тем, "кто говорит о необходимости перемен". Планируется "дать всем активным гражданам законную возможность участия в политической жизни". Главное здесь - предложение вернуться к выборам губернаторов прямым голосованием. Ну а как же справедливые опасения насчет того, что могут быть выбраны популисты с пустой головой и хорошо подвешенным языком, респектабельные обманщики и даже криминальные элементы?  Эти опасения президент, по-видимому, считает неактуальными. По крайней мере, в послании об этом не сказано. Далее - упрощенный порядок регистрации партий. Зачем? Разве уйма партий гарантирует грамотную, объективно необходимую политику? Едва ли. Скорее наоборот, создаст все предпосылки для драк в парламенте, как это всегда происходит в условиях гипертрофированной демократии.  Предлагаются и другие меры в духе уже известного советского принципа о том, что каждая кухарка способна управлять государством. Но вот что удивительно: нет ни одного предложения о том, как избавить нашу власть от лоббирования со стороны своекорыстных денежных мешков и нечестных эгоистических тузов. А ведь именно в этом  -  главная причина принятия государственных решений, не отвечающих жизненным интересам большинства граждан страны.
       
        Далее, предлагаются меры по "децентрализации". Опять хотят сделать "как лучше" - перераспределить властные полномочия в пользу регионов и муниципалитетов. Но вполне может получиться "как всегда". Мы уже проходили период ельцинской децентрализации типа "берите полномочий столько, сколько можете". Все, конечно, захотели как можно больше. Что из этого получилось, хорошо известно. Россия едва не развалилась. Тогда Владимиру Путину удалось с огромным трудом предотвратить самое худшее. И вот теперь нам снова предлагают "суверенизацию" в подновленной упаковке.  Оговаривают необходимость  усиления ответственности регионального руководства. Но, как говорится в украинской пословице, "пока солнце взойдет, роса очи выест". Пока к  местным царькам, оборзевшим от избытка полномочий и финансовых ресурсов, будут приняты меры по их обузданию, они успеют натворить много черных дел в своих регионах. Не лучше ли профилактика вместо лечения запущенной болезни?

       Президент предлагает создать "большое" или "открытое" правительство. По его мнению, это "социальный лифт для самых активных и талантливых людей".  Он всерьез полагает, что открытое правительство - это "эффективный способ обратной связи". Думается, что и здесь имеет место значительная доля лукавства. Разве у нас мало рычагов для обратной связи? Дело ведь не в том, что мало рычагов, а в том, что власть очень часто предпочитает не прислушиваться к общественному мнению  И от того, что появится еще один источник для пустопорожней болтовни и бессодержательных дискуссий, ситуация едва ли изменится к лучшему. Скорее наоборот, нужные решения будут просто забалтываться.
       
       Президент предлагает создать "общественное телевидение". При этом "ни один из владельцев этого нового средства массовой информации не должен иметь определяющего влияния на принятие любых решений: ни государство, ни частный владелец". Но кто-то должен принимать решения? Кто будет определять содержание телепрограмм? Сохранится ли на новом телевидении навязчивая реклама памперсов и средств от кариеса посреди серьезных, содержательных передач? Будут ли  на  "общественном" телевидении  демонстрироваться цинизм, порнография, кровопролитие и другие подобные вещи, к сожалению, ставшие популярными в значительной части нашего общества? Как видится взаимодействие этого нового канала с уже существующими? На чем основан вывод о том, что "более конкурентная среда" сделает нашу информационную систему более содержательной и интересной?

      Президент убежден, что нет лучше способа обеспечить высокие темпы экономического роста, чем "улучшение предпринимательского климата". Этим заявлением  еще раз  заявил о своей приверженности  ультралиберальному экономическому эксперименту, начатому горбачевско-ельцинской "радикальной экономической реформой" начала 90-х годов и во многом продолжающейся  до сих пор. Прошло уже двадцать лет с начала в России  этой "реформы", но страна и до настоящего времени  не может от нее оправиться. Дефолт в 1998 г. и финансово-экономический кризис 2008-2009 г.г. усугубили ситуацию. Продолжаются банкротства ещё недавно успешно работавших предприятий, а адекватной замены не видно. Становится всё очевиднее, что эта, с позволения сказать,  "реформа" была  огромной ошибкой. Она принесла много богатства нуворишам и много бедствий простым людям. Затянувшееся на эти двадцать лет заблуждение о прогрессивности ультралиберального экономического эксперимента и до сих пор является источником бедствий для граждан и тормозом дальнейшего социально-экономического развития. Экономика во многих отношениях является скорее спекулятивной, чем реальной. С уходом от плановой экономики нарушается сбалансированное развитие ключевых отраслей народного хозяйства. Нынешнее состояние энергетики не обеспечит необходимых темпов экономического роста. Неразвитость транспортной инфраструктуры сдерживает рост товарооборота между регионами. Наша интеграция в мировую экономику, объективно необходимая, приобрела уродливые формы: до опасной степени возросла зависимость страны от импорта наукоёмкой продукции и жизненно важных потребительских товаров. Многие отрасли вообще перестали функционировать, и их потребуется восстанавливать практически с нуля. Стране фактически предстоит новая индустриализация, иначе нам просто не сохранить обороноспособность и национальную безопасность.

      Пресловутый "предпринимательский климат" может, конечно, оказать  какое-то влияние на экономический рост. Но ни о каком решающем влиянии не может быть и речи. Только планирование  может в наше время быть основным рычагом всестороннего социально-экономического развития. Это убедительно  доказано многолетним историческим опытом наиболее развитых стран. Но что для наших либеральных ортодоксов  этот исторический опыт? Они по-прежнему твердят о всемогуществе "невидимой руки рынка".  Они по-прежнему уповают на "предпринимательский климат", на "улучшение налогового и таможенного администрирования",  на "полноценную реализацию программы приватизации". Именно с их подачи все это оказалось в послании президента. И очень жаль! Мало нам одной приватизации по Чубайсу, обрушившей народное хозяйство, породившей чудовищное социальное расслоение и невиданный всплеск воровства, коррупции, мошенничества, жульничества, имитации реальной работы? Президент всячески демонстрирует свою демократичность и чуткость к общественному мнению. Почему же он услышал оголтелых крикунов с Болотной площади, но  не услышал программные требования коммунистов и справедливороссов, которые значительно прибавили в весе на недавних выборах? Они предлагают не "полноценную приватизацию", а нечто прямо противоположное. И в их аргументации немало рационального.

      В  послании странным образом остались обойденными многие  злободневные проблемы. В стране до сих пор не принимается достаточных мер для замены изношенного оборудования в машиностроении, в энергетике, в строительстве, на транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве. Серьёзную угрозу здоровью и жизни людей создаёт экономическая вседозволенность в условиях некомпетентности и безответственности. В практику внедряются неграмотные технические решения, нарушаются (или вообще отсутствуют) технологические регламенты. Продолжается неконтролируемое загрязнение окружающей среды. Не секрет, что "положительные" результаты анализов и экспертиз, разрешения, лицензии и сертификаты можно запросто купить. В образовании и науке идут негативные процессы снижения качества и имитации реальной работы. Отдельные достижения в этой сфере не отражают общего тяжёлого положения. Критерием успехов здесь, в конечном счёте, может быть только реальный рост социально-экономического потенциала страны. А пока что, несмотря на внушительную армию профессоров и академиков с их реальными или придуманными достижениями, страна никак не может выбраться из разряда отстающих. Повсеместно обостряется проблема нехватки квалифицированных кадров, разрушается преемственность их подготовки. Человеческий фактор всё чаще становится главной причиной аварий и катастроф. Возник опасный порочный круг: нехватка квалифицированных учителей порождает безграмотность учеников, последняя приводит к безграмотности будущих учителей и т.д. За последние 20 лет Россия потеряла 740 тыс. учёных. За период с 1989 по 2005 г.г. (по данным центра науковедения Института истории естествознания и техники РАН) численность научных работников сократилась с 1 млн. 119 тыс. до 381 тыс. человек, т.е. в 2,9 раза. Особенно опасна возрастающая нехватка учёных среднего возраста. Подготовка таких учёных занимает 5-10 лет после окончания вуза. Быстро заполнить эту нишу, даже влив в науку крупные денежные суммы, невозможно. Здесь требуется планомерная и продолжительная работа. Необходимы срочные меры и по восстановлению прикладной науки. Она развалена, а без неё невозможны разработка и внедрение новых наукоёмких технологических процессов. Положение в науке усугубляется ещё и развалом отечественной экспериментальной базы для научных исследований.

        Весьма опасны непрекращающаяся инфляция и недопустимо высокое социальное расслоение. Официальная статистика приукрашивает реальную картину. Рост цен и тарифов по многим позициям опережает номинальное повышение доходов населения. Разрыв в доходах, и без того крайне высокий, продолжает усугубляться. Людям трудно планировать своё будущее, жизнь своих семей и будущее своих детей. Неуверенность в завтрашнем дне усугубляет демографическую проблему. Никакие финансовые вливания сами по себе, без оздоровления общей социально-экономической обстановки, не решат эту проблему. Ощущение несправедливости порождает социальную апатию, социальный протест, экстремизм. Во властные органы всех уровней проникли коррупция, необязательность, безответственность. Возрастает опасность спонтанных, плохо прогнозируемых социально-экономических процессов.  Некоторые пытаются свалить вину за все это на Владимира Путина. Наглая ложь! Если что-то и можно поставить ему в вину, так это то, что он за время своей государственной деятельности  не успел до конца переломить колоссальную инерцию деградации, порождённую пресловутой "радикальной экономической реформой" Горбачёва-Ельцина. Да и как это быстро преодолеть? Разве что вернуть Иосифа Сталина с автоматом наперевес. Владимир Путин остроумно ответил на недавно заданный ему вопрос о том, как быстро и решительно преодолеть коррупцию: "для этого надо вешать, но это не наш метод!" Хотелось бы надеяться на его избрание новым Президентом РФ. Думается, он найдет оптимальные средства для решения кричащих проблем страны.

        Что же необходимо сделать для решения наиболее острых проблем сегодняшнего дня? Прежде всего, приходится предъявить серьёзные претензии к нашей статистике и её освещению в средствах массовой информации. Надо трезво оценивать обстановку. Не надо врать. Официальная пропаганда заявляет, что сейчас всё у нас в порядке. Страна уже победила кризис, побеждает терроризм,  успешно борется с коррупцией. Угодливые властям средства массовой информации внушают гражданам, что мы семимильными шагами движемся вперед по пути инноваций и модернизации, что нас теперь уважают во всем мире. По их уверениям, неуклонно растёт  благосостояние граждан и падает бедность. Если их послушать, то получается, что мы чуть ли не решили демографическую проблему,  мужчины и женщины активно рожают детей, а вымирание России приснопамятных 90-х годов уже закончилось. Иного мнения придерживаются многие западные аналитики. Известный американский экономист Роберт Шапиро в своей книге "Матрица будущего" без обиняков заявил, что, по его мнению, Россию ждёт печальное будущее. "Россия - бедная страна со стремительно стареющим населением и неэффективной экономикой. Ныне производительность труда российских рабочих ниже, чем у рабочих в Ботсване", - пишет автор http://news.liga.net/news/N0866698.html

         Не кто-нибудь, а вице-президент США Джо Байден выступил со скандальной критикой в адрес России. Он заявил, что её экономика "выдыхается", и это заставит Москву пойти на уступки Западу по ключевым вопросам национальной безопасности, в частности, отказаться от попыток главенствовать на постсоветском пространстве и согласиться на значительное сокращение ядерного потенциала. В Москве интервью вице-президента США вызвало крайнее недоумение, а в Белом доме поспешили смягчить заявления Байдена http://www.ladno.ru/opinion/12328.html   В "Вашингтон Таймс" была напечатана статья Айлена Бермена под заголовком "Россия опасна потому,что ей самой грозит коллапс" http://www.inopressa.ru/article/01Feb20 … ssia1.html   Автор статьи, вице-президент American Foreign Policy Council (Вашингтон), считает, что "за всей геополитической бравадой Кремля скрывается то обстоятельство, что государство, пришедшее на смену могущественному СССР, погружается в смертоносный демографический и социально-экономический омут". По его мнению, к середине ХХI века население России сократится до 100 миллионов человек, а к 2080 году - до 52 миллионов.

       Можно по-разному относиться к столь мрачным прогнозам. Возможно, они тенденциозны и преувеличены. Тем более важно самим говорить людям правду. А она и в самом деле безрадостна. Коррупция, как раковая опухоль, разъедает Россию. Эта проблема затрагивалась в моей статье "Нечестность"  http://vestnikcivitas.ru/docs/561  Коррупция, разумеется, существует не только в России. Но в высокоразвитых западных странах коррупция  каким-то образом уживается с высокой производительностью труда, с научно-техническим прогрессом, с общим довольно высоким уровнем жизни. Иными словами, "западная" коррупция не столь велика по масштабам и имеет место на фоне относительного экономического благополучия. Иное положение в России. У нас коррупция, в сущности, уже подменяет собой продуктивную экономическую деятельность. Она тормозит восстановление и развитие отечественного производства, всего народного хозяйства, без чего такая страна, как Россия, жить не сможет. Поэтому для нашей страны коррупция смертельно опасна.  Международное агентство Transparency International оценивает ежегодный объем коррупционного рынка в России в 300 миллиардов долларов. Это четверть ВВП нашей страны! Неудивительно, что при таких масштабах коррупции взяточники в большинстве своём остаются безнаказанными. Полномасштабное их преследование при существующем положении дел свелось бы, по сути, к приснопамятным массовым репрессиям сталинских времён.  Что же делать с коррупцией? Терпеть нельзя, рубить с плеча тоже нельзя. В послании президента на этот счет выдвинуты некоторые предложения. Остается пожелать, чтобы они не на словах, а на деле претворялись в жизнь. Но  этого мало. Необходимо пересматривать на предмет антикоррупционности всё наше законодательство, принятое в 90-е годы и действующее до сих пор.  Без этой трудной, но необходимой меры мы будем заниматься сизифовым трудом - одной рукой плодить экономические преступления, а другой рукой  бороться с ними.

    Что касается демографической ситуации, то было бы большой ошибкой игнорировать высказывания западных аналитиков о том, что Россия сегодня - вымирающая страна. Горькая правда последнего десятилетия состоит в том, что население России сокращалось примерно на 500 тысяч человек в год. Конечно, очень важен такой показатель, как рождаемость. Но сегодня главная причина сокращения населения - высокая смертность. Основные причины высокой смертности: болезни сердечно-сосудистой системы, убийства, самоубийства. Очень много людей гибнет в ДТП. Свою лепту в высокую смертность вносит и пьянство. По оценкам специалистов из-за пьянства ежегодно гибнет около 700 тысяч человек. К этому следует добавить наркоманию и курение. В основе всего этого - недостаточный уровень медицинского обслуживания, низкий уровень личной безопасности, низкие уровень и качество жизни, нездоровая обстановка. Демографическая проблема не решается разрозненными, пусть и необходимыми, мерами. Она является прямым следствием всей социально-экономической политики. Не откроем секрета: люди активно рождаются и долго живут там, где имеется стабильный и приемлемый жизненный уровень, где имеется достаточная уверенность в завтрашнем дне для себя, своих детей и внуков. Существуют ли в России объективные предпосылки для быстрого решения демографической проблемы? К сожалению, нет. Одна из главных причин состоит в том, что Россия, грубо говоря, всё больше становится сырьевым придатком западных стран, со всеми вытекающими отсюда социальными последствиями. Нам явно рано бить в литавры по поводу экономических успехов. А от этого зависит и демографическая ситуация. В 2009 году ВВП страны упал на 7,8%. Это хуже, чем  в дефолтном 1998 году, когда ВВП упал на 5,3%. Хотя начало мировому финансовому кризису положили крупномасштабные финансовые афёры американских магнатов, но в Россию кризис пришёл на вполне подготовленную почву. Злую шутку с нами сыграла интеграция в мировую экономику, в принципе необходимая, но получившая в России явно гипертрофированные формы. Вместо взаимовыгодного экономического сотрудничества мы получили позорную зависимость от крупнейших иностранных финансовых спекулянтов. Темпы падения российской экономики оказались сильнее, чем в ведущих странах Запада и  странах  БРИК: Бразилии, Индии и Китае. Россия вошла в число 15 стран, наиболее сильно пострадавших от кризиса. Мы говорим здесь о демографической проблеме. Нет нужды распространяться о том, как влияют подобные кризисы на демографическую ситуацию. Для нас жизненно важно обеспечить всестороннее, устойчивое, бескризисное развитие страны на плановой основе. Рыночная экономика не должна оставаться спекулятивной и криминогенной. Она должна стать регулируемой и производительной. Решающую роль здесь будет играть целенаправленная государственная политика будущего президента.

        Особенно пагубно для всей социально-экономической обстановки вопиющее социальное неравенство в России. Об этом уже много сказано. Разве можно считать нормальным, что в период кризиса и падения доходов большинства граждан число миллиардеров в стране почти удвоилось? Разве нормально, что из государственных средств, выделенных на поддержание банковской системы, заправилы этой системы получают огромные бонусы? Разве нормально, что на крупных предприятиях при средней зарплате в десятки тысяч первые лица и их приближённые получают миллионы и десятки миллионов? Это беспрецедентный уровень неравенства в истории новой России.  Подобный показатель социального расслоения не характерен для цивилизованных стран и существует только в государствах третьего мира. Чтобы как-то поправить положение, мало уповать только на развитие малого и среднего бизнеса и на создание "среднего класса", как об этом неустанно твердит наша либеральная элита. Это слишком долгий и, прямо скажем, не слишком реальный путь, учитывая нынешнюю ситуацию в стране. Необходим ряд новых законов. Надо вводить прогрессивную шкалу налогообложения. Надо вводить закон, делающий возможным изъятие стратегически важных предприятий у неэффективных и недобросовестных собственников. Нужен закон о регулировании оплаты труда в Российской Федерации с тем, чтобы оплата труда первых лиц на предприятии любой формы собственности была привязана к средней зарплате на этом предприятии. Надо вводить обязательные декларации об источниках доходов при покупке предметов роскоши и других товаров высокой стоимости. Надо пересматривать закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, вводить административную и уголовную ответственность за нечестное и недобросовестное
предпринимательство. Следует ввести в цивилизованные законодательные рамки понятие коммерческой и банковской тайны, чтобы эта тайна перестала быть прикрытием бессовестных махинаций, способом незаконного обогащения.

         Вообще, нам не обойтись без переосмысления политического вектора дальнейшего развития России. Снова и снова приходится повторять то, о чём говорилось ранее: нашей стране не нужен банальный капитализм с его социальной несправедливостью и регулярными разрушительными кризисами  http://professor-f.narod.ru   Именно теперь, с учётом опыта всей перестройки и, в частности, последнего десятилетия, самое время внести коррективы в стратегию развития страны. И не надо бояться открыто заявить об этом. Об этом уже открыто говорят те прогрессивные политические деятели на Западе, которые непредвзято и глубоко анализируют уроки последнего финансово-экономического кризиса и серьёзно задумываются над необходимостью коллективного решения обостряющихся глобальных проблем, без чего человечество просто не выживет.  Пора покончить с экономическим либерализмом в ключевых отраслях нашей огромной, многонациональной страны, к тому же обладающей ядерным оружием и буквально начинённой военными и гражданскими ядерными объектами.  Этот либерализм не отвечает реалиям современной экономики и не имеет ничего общего с цивилизованным пониманием экономической свободы. Он стал источником хаоса и анархии, рассадником экономической преступности. Он способен привести страну к национальной катастрофе, отбросить её на задворки цивилизации. Разумеется, речь не идёт о возврате  к советскому прошлому.  Эфемерный коммунистический идеал тоже не заслуживает серьёзного рассмотрения. Даже привлекательная для наших либералов концепция "свободного гражданского общества" и её модная разновидность типа "постиндустриального общества" не отличаются жизнеспособностью. В  этих  построениях игнорируется или недооценивается фактор государственной социально-экономической политики, который является важнейшим условием успешного общественного развития. Особенно в нашу эпоху постоянно усложняющейся многофакторной экономики,  которая всегда будет требовать грамотной координации и чёткого управления.

        В своём движении к прогрессу Россия больше не имеет права скатываться ни к хаосу и анархии, ни к тоталитаризму и диктатуре. Наш путь - к гуманному обществу нового типа, какого ещё не знала мировая история. И это - не утопия, а единственная оставшаяся нам историческая альтернатива.  В отличие от советского социализма новое гуманное общество будет иметь политическую свободу, многообразие форм собственности, возможность заниматься предпринимательской деятельностью, свободу выбора профессии, свободу торговли, открытость внешнему миру и интегрированность в мировую экономику (конечно разумную, не в ущерб национальной безопасности). В отличие от капитализма новое гуманное общество будет иметь плановую систему всестороннего и устойчивого развития народного хозяйства, без регулярных разрушительных экономических кризисов. Оно будет иметь открытую и  неспекулятивную  финансовую систему,  социальную направленность политики, приемлемую степень социального расслоения, надёжные средства обуздания  коррупции и экономической преступности. В новом гуманном обществе будут предприятия различных форм собственности, будут экономическая свобода и возможность продуктивной предпринимательской деятельности. Но, в отличие от того, что мы имеем на сегодняшний день, богатство будет зарабатываться умом и талантом, честным высококвалифицированным трудом и организаторскими способностями, а не добываться обманом, воровством, жульничеством, мошенничеством.

      В отличие от коммунизма, о котором мечтали Маркс и Энгельс и который так и не удалось построить в СССР, новое гуманное общество не будет "общественным самоуправлением".  Не будет ни полного обобществления средств производства, ни доведенного до абсурда принципа "каждому по потребностям". В новом гуманном обществе сохранится ключевая роль государства, но это будет новый тип государства, с обновлёнными конституционными функциями. Представляется целесообразным, не откладывая в долгий ящик, внести  в пункт 1 статьи 7 Конституции РФ дополнение следующего содержания: "Государство обеспечивает национальную безопасность во всех её аспектах, планирует и реализует всестороннее социально-экономическое развитие страны, регулирует функционирование рынка путём координации деятельности государственного и частного секторов в общенациональных интересах, реализует в качестве главного приоритета повышение уровня жизни большинства населения, предотвращает недопустимо высокую степень социального расслоения, гарантирует основные демократические свободы и законные права личности, способствует превращению науки и культуры в факторы, определяющие дальнейшее общественное развитие". 

       Необходимо планомерное осуществление ряда системных проектов для повышения качества жизни российского населения. Все разговоры о превращении России в развитую страну с "экономикой знаний" и "умной политикой"  бессмысленны без воссоздания бесперебойно работающего отечественного производства жизненно важных потребительских товаров, включая и товары долговременного пользования. Эти товары должны выдерживать конкуренцию с зарубежными аналогами, чтобы стать в полной мере востребованными нашими гражданами в условиях открытости страны. Конкурентоспособное отечественное производство должно обеспечивать своих граждан товарной продукцией по доступным стабильным ценам, рабочими местами и высокой зарплатой. Оно должно стать надёжной  гарантией предотвращения кризисов в будущем.  Импорт, конечно, не исключается.  В связи с этим нам необходима устойчивая к кризисам планово-рыночная экономика.  Нам необходимо координационно-стимулирующее планирование - планирование нового типа, не повторяющее советскую систему всеохватной мелочной регламентации с её хроническими просчётами. Современная система планирования должна быть выстроена по принципу постоянной обратной связи центра и регионов, как по вертикали, так и по горизонтали. Она должна использовать новейшие средства информатизации, компьютеризации, динамического программирования, мощной вычислительной техники.  Необходимо создание оптимальной и  действительно передовой банковской системы, которая  не спекулирует и не  работает только на самообогащение, а широко кредитует производство, предприятия различных форм собственности, индивидуальных предпринимателей, население. Создание такой  системы потребует решительного преодоления корпоративного эгоизма нынешней российской элиты.

       Необходимо создание на всей российской территории современной транспортной инфраструктуры. По примеру США, у нас не должно быть мест проживания, куда нельзя приехать по современной автостраде, с доступными бензоколонками, с качественным топливом, с возможностью повсеместного обслуживания, с безналичной оплатой с помощью банковской карточки или чековой книжки. Это, в свою очередь, невозможно без полной компьютеризации страны, без высокого доверия между банками и их клиентами. Требуется высокоразвитая национальная почта без задержек и пропажи корреспонденции, без нынешних унизительных очередей и толкотни. Нельзя серьёзно говорить о превращении России в привлекательную для жизни страну без полного обеспечения современным качественным жильём всех граждан, притом согласно их желанию жить так, как они хотят, и там, где они хотят. Это, в свою очередь, требует не только огромных средств, не только надлежащего развития строительной отрасли и всех смежных отраслей. Это требует ещё и неукоснительного порядка, надёжных гарантий безопасности граждан. Такого порядка, когда граждане равны перед законом независимо от богатства, должности,  политической принадлежности, связей, национальности.

        Необходимо создание эффективной системы качественного образования, которая соответствовала бы уровню развития современной экономики. Надо покончить с позорной практикой, когда доступность к высшему образованию зависит не от способностей молодого человека, а от размеров кошелька его родителей. Надо решительно пресекать такие преступления, как  взятки в учебных заведениях и торговля дипломами. Необходимы новые образовательные стандарты, с уходом от чрезмерного теоретизирования и приближением к специализации и профилю работы будущего молодого специалиста. Требуется увязка работы вузов с работодателями и, возможно, хоть какое-то подобие распределения выпускников для работы по специальности. Жизнь показала, что предоставление учебным заведениям полной самостоятельности и свободы в наших условиях ведёт к снижению качества образования. Поэтому нужна более эффективная система контроля за деятельностью учебных заведений:  за соблюдением образовательных стандартов, за качеством чтения лекций и проведения практических занятий, за объективностью всех видов проверки знаний учащихся, за недопущением перегрузки преподавателей в ущерб качеству их работы, за прозрачностью расходования бюджетных и внебюджетных средств учебного заведения. Не умаляя важности проведения научных исследований в вузах, основным критерием оценки их работы должна быть всё-таки образовательная деятельность.  Следует повышать требования к учёным советам по качеству защищаемых диссертаций. Необходимо прекратить  хвастливые разговоры о бесконечных "научных достижениях"  и о "самом лучшем в мире образовании".  Нам не обойтись  без серьёзной реформы РАН с её институтами,  без создания по-настоящему дееспособных научно-технических комплексов,  без усиления государственного управления в научно-технической сфере. Нужна система эффективной мотивации труда учёных:  действительно высокие поощрения за  реальные результаты и столь же серьёзные санкции за имитацию бурной деятельности. Потребуются большие затраты на обновление и поддержание в работоспособном состоянии  экспериментальной базы для научных исследований.

        Пустыми окажутся все разговоры о процветании России без создания в стране эффективной системы медицинского обслуживания. Нынешняя причудливая, не подконтрольная властям  смесь бесплатных и платных медицинских услуг порождает злоупотребления и преступления. Качество диагностики и лечения остаётся на низком уровне. Не хватает медицинских учреждений и квалифицированного персонала.  В нынешней системе медицинского страхования многие лечебные процедуры и лекарственные средства остаются недоступными. Все те, кто богат, предпочитают лечиться и рожать детей за рубежом. По итогам опросов общественного мнения от половины до двух третей россиян считают, что не могут получить хорошее медицинское обслуживание и не удовлетворены системой здравоохранения в России.  Нельзя обойти и такую проблему, как  необходимость  создания надёжной системы социального обеспечения в России, чтобы наши пенсионеры, ветераны, инвалиды не превращались в обузу для страны. Создавать такую систему следует на основе государственного бюджета, как это было в нашем советском прошлом. При этом необходимо разработать и реализовать специальную программу мер, направленных на увеличение бюджета страны. И здесь не мешало бы прислушаться к предложениям коммунистов и справедливороссов.

         Настоящим полем битвы мнений с недавних пор стала внешняя политика России. "Левые" традиционно ругают "экспансию" США и призывают к российско-американскому противостоянию. "Правые" ратуют за "европейский путь" России. И те, и другие не понимают, что переход от прежней конфронтации к конструктивному сотрудничеству объективно не имеет альтернативы. Мы не можем не стремиться к интеграции на постсоветском пространстве, ибо только на этом пути возможно восстановление и развитие экономик бывших советских республик и сохранение их коллективной безопасности. Мы обязаны поддерживать дружественные отношения с нашим соседом - динамично развивающимся Китаем, так как от этого зависит безопасность России в восточном направлении. Мы не имеем права бесконечно пикироваться с НАТО, если хотим на длительную перспективу обеспечить безопасность наших западных границ. И, конечно, очень важно налаживание хороших отношений и взаимовыгодного сотрудничества с США. Предвижу гневные возражения наших ура-патриотов, но скажу прямо: России есть чему поучиться у Америки. Эта великая страна стала самой могучей в мире, с самым высоким уровнем развития науки и техники, с самым высоким уровнем и качеством жизни населения. Президент Обама пошёл на "перезагрузку" отношений с Россией не из какой-то особой симпатии к нашей стране. Принимая такое решение, он продемонстрировал понимание объективных противоречий и долговременных тенденций мирового развития. Президент Обама хочет видеть Россию дружественной и сильной страной. Страной, способной сохранять в безопасном состоянии свой огромный ядерный арсенал, свои многочисленные военные и гражданские ядерные объекты. Страной, способной надёжно обеспечивать энергоносителями Европу. Страной, способной, вместе с Америкой, противостоять международному экстремизму. Страной, способной обеспечивать безопасность и стабильность на евразийском пространстве. Такая Россия нужна Америке для её собственной безопасности.

         Мир является свидетелем беспрецедентного нарастания и обострения глобальных угроз. Нехватка продовольствия, проблемы с энергоресурсами,  истощение запасов полезных ископаемых, глобальное изменение климата, загрязнение воздуха, подъём уровня мирового океана, разрушение озонового слоя атмосферы, сокращение и поражение лесных массивов, эрозия почвы, расширение пустынь, умирание озёр, уменьшение запасов подземных вод, угроза ликвидации существующих видов животных и растений, возникновение новых свалок для токсичных отходов и отравление ими грунтовых вод - всё это реальности, которые создают угрозу сохранения жизни на Земле. По всему миру насчитываются уже миллионы беженцев. Неконтролируемая миграция представляет реальную опасность для политической стабильности и сохранения мира. Международный терроризм - лишь следствие обостряющихся глобальных проблем. С ним не справиться только военными мерами. Применение силы оправдано лишь в контексте широкой и скоординированной политики в рамках Организации Объединённых Наций.  Эта организация должна стать более дееспособной. Перед ООН ныне встаёт труднейшая историческая задача, от решения которой как никогда прежде зависит само существование человечества. Необходимо организовать поворот мирового общественного сознания от безудержного эгоизма к разумному самоограничению, от безразличия к помощи, от конкуренции к координации, от конфронтации к сотрудничеству. Человечество не сможет выжить, если не научится действовать по согласованному разумному плану. Нужны крупные международные проекты:  гуманитарные, научно-технические, социально-экономические. Россия и США могут и должны  играть  организующую роль в этом коллективном процессе, направленном на выживание и развитие человечества.

        Само собой разумеется, что в этом неспокойном мире необходимо  постоянное  обеспечение обороноспособности и национальной безопасности России, поддержание и развитие на современном уровне вооружения и боевой техники.  Как раз здесь и  аккумулируется развитие практически всех отраслей экономики, а значит и решение всех упомянутых выше проблем. Если вдуматься, то приходишь к выводу, что нет в стране ни одной отрасли, ни одной экономической сферы, которая прямо или косвенно не влияла бы на состояние нашей обороноспособности. Из этого следует главный вывод:  без воссоздания на новой основе системы государственного планирования и контроля за развитием  народного хозяйства нечего и думать о решении комплекса  проблем, стоящих перед страной .   Как может современная сложная экономика устойчиво и сбалансированно развиваться без плана, без координации экономической деятельности государственного и частного секторов, без направления усилий всех хозяйствующих субъектов в русло общенациональных интересов? Ведь даже муравьи, строя муравейник, инстинктивно согласовывают свои действия! Во времена Великой депрессии 30-х годов минувшего века американцы многое позаимствовали у советской системы планирования. Это позволило им превратить свою кризисную экономику из толпы беснующихся рыночных маньяков в более или менее упорядоченную систему. А у нас в начале 90-х вместо того, чтобы совершенствовать нашу систему планирования, полностью уничтожили её, в одночасье оставив народное хозяйство без плана, без рынка и вообще без всякого управления! Важно не повторять прежних ошибок.  Надо уже сейчас выстраивать оптимальную стратегию устойчивого, всестороннего, бескризисного развития страны. И делать это с учётом и нынешних рыночных реалий, и разумного встраивания в мировую экономику. Задача очень непростая, но абсолютно необходимая. Нынешний ход событий   подтверждает необходимость ускорения работы в этом направлении.

        Кто должен руководить страной в столь сложный период? В некоторых средствах массовой информации и со стороны оппозиции, левой и правой, много достаётся Владимиру Путину, который в минувшее десятилетие был президентом, а ныне вновь выдвинут кандидатом в президенты.  Ставят ему в вину и "уничтожение демократии", и "тотальный контроль" над средствами массовой информации, и отмену "свободных" губернаторских выборов. Конечно, это и многое другое  - не что иное, как   бессовестные политические спекуляции. Демократии в стране, возможно, намного больше, чем нужно, и этим охотно пользуются воры и жулики всех мастей. Средства массовой информации, особенно интернет, переполнены критикой, и никто им рот не зажимает. Выборы губернаторов никто не отменял, изменён лишь их порядок, чтобы к власти в регионах не приходили бандиты и жулики с респектабельными физиономиями и хорошо подвешенными языками, как это было во времена разгула "демократии" приснопамятных 90-х годов. Оголтелые критики Владимира Путина    представляют дело таким образом, что его уход немедленно уберёт все проблемы. Однако эта хлёсткая критическая кампания не даёт обществу гарантии  того, что другой политик, окажись он  у власти, осчастливит народ своей деятельностью. Слишком много импозантных краснобаев, которые обещают осчастливить страну, но не имеют за душой ничего, кроме горячего желания власти! Слишком серьёзное положение, слишком трудные задачи. И решать их страна должна под руководством президента, у которого хватит государственной мудрости, опыта,  политической воли и твердости в проведении политики планомерного, устойчивого, бескризисного развития России.

Ярославль, декабрь 2011 г.































       







       
       
               
       


 
























.