Владислав Фельдблюм

ПОТРЕБНОСТЬ В СВОБОДЕ
(в отличие от марксизма современная общеэкономическая теория  включает потребность в свободе в число базовых человеческих потребностей - ответ моим оппонентам на интернет-форумах)
       
        Некоторые настойчиво упрекают меня в противоречивости. С одной стороны, они отмечают, что современная общеэкономическая теория базируется на определении процесса труда, которое дал Маркс в "Капитале", и, таким образом, действительно может рассматриваться как продолжение и развитие экономического учения Маркса в современных условиях. С другой стороны, они усматривают у меня принципиальный отход от марксизма, игнорирование классовой борьбы, попытку "протащить в марксизм либеральные идеи в угоду интересам капиталистов-эксплуататоров". Я не вижу у себя этих противоречий. Более того, современная общеэкономическая теория позволяет полнее и глубже проанализировать сущность процесса труда на  нынешнем историческом этапе. В чём суть вопроса?

        В речи на могиле Карла Маркса его друг и соратник Фридрих Энгельс кратко и точно сформулировал экономический базис марксизма:  "Подобно тому как Дарвин открыл закон развития органического мира, Маркс открыл закон развития человеческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.; что, следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которой они поэтому должны быть объяснены, — а не наоборот, как это делалось до сих пор"  ( Фридрих Энгельс. Похороны Карла Маркса. К. Маркс, Ф.Энгельс. Сочинения, второе издание, том 19, "Госполитиздат", М., 1961; http://dparchives.narod.ru/marx/tom19.htm#s051).

        Современная общеэкономическая теория включает потребность в свободе в число базовых человеческих потребностей. Она исходит из того, что свобода важна для современного человека не меньше, чем еда, питьё, жилище и одежда. К настоящему времени накоплено множество исторических примеров самоотверженной борьбы за свободу. Да и в повседневной жизни мы теперь  яснее, чем прежде,  видим необходимость свободы для всех видов продуктивной экономической деятельности, для развития материального производства, науки, техники, культуры.  Но человеку свойственно ошибаться и даже иногда совершать преступления. Ничем не ограниченная свобода выпускает на волю и достоинства, и недостатки людей. Правовые нормы в современном цивилизованном обществе призваны  открывать дорогу достоинствам людей и ставить заслон антиобщественным проявлениям.

       Современная общеэкономическая теория существенно отличается не только от марксизма, но и от ортодоксального либерализма, от традиционной "экономикс". В современной общеэкономической теории человек - не просто абстрактный "экономический агент", выпускающий продукцию и получающий доход. Современный цивилизованный рынок - не просто потоки товаров и денег, движущиеся навстречу друг другу.  Современный рынок аккумулирует широкую гамму общественных отношений. Всё, что характеризует моральные, нравственные, этические качества человеческой личности, производящей материальные блага, непосредственно относится к предмету современной общеэкономической теории. Одушевлённая производственная функция включает широкий ряд факторов, от которых зависит развитие современного производства. Именно поэтому современная общеэкономическая теория является междисциплинарной и математической в своей основе. Она является более полной и более общей по отношению к экономическим учениям Маркса, Маршалла и других выдающихся экономистов. Она постепенно становится действенным инструментом для разработки оптимальной экономической политики:
http://new-marx.narod.ru