Владислав Фельдблюм
ЗБИГНЕВ БЖЕЗИНСКИЙ
(к 80-летию со дня рождения)
В Советском Союзе американского государственного деятеля и учёного-политолога Збигнева Бжезинского называли "заклятым врагом СССР", "махровым антикоммунистом", "убеждённым апологетом империализма" и даже "бешеным псом американской буржуазии". И было за что! Ведь он в течение многих лет, которые вошли в историю как период "холодной войны" между СССР и США, находился на самой вершине американского политического Олимпа. Он был одним из авторов и вдохновителей политики военно-политического противостояния между нашими странами.
Бжезинский был советником по внешней политике и национальной безопасности в предвыборных президентских кампаниях Джона Кеннеди и Хьюберта Хамфри, а также в администрации Линдона Джонсона. Активно защищал бомбежки Вьетнама. В годы правления Джимми Картера (1977-1980 гг.) Бжезинский занимал должность советника президента по национальной безопасности. Защищал политику жестких мер в отношении СССР. В период президентства Клинтона Бжезинский являлся автором концепции расширения НАТО на Восток. В 1953 г. получил степень доктора философии в Гарвардском университете. В 1981 г. Бжезинский продолжил академическую карьеру: в Колумбийском университете в качестве профессора американской внешней политики и в Джорджтаунском университетском Центре стратегических и международных исследований в качестве старшего советника.
Несмотря на почтенный возраст, Бжезинский ведёт активную научную работу и общественную деятельность. Он является консультантом Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studie) и профессором американской внешней политики в Школе современных международных исследований Пола Нитце (School of Area and International Studies) при Университете Джонса Хопкинса в Вашингтоне, членом совета директоров Национальной поддержки демократии (National Endowment for Democracy), членом организации «Freedom House», членом Трёхсторонней комиссии (Trilateral Commission), членом Американской академии гуманитарных и естественных наук (American Academy of Arts and Sciences) и др. Будучи поляком по рождению и украинцем по душевному влечению, Бжезинский часто бывает в Польше и на Украине. Он считает своим долгом всячески подчёркивать важность "освобождения" этих стран от "советского гнёта". Он активно выступает за независимость Украины от России, за сближение Украины с НАТО. Эта деятельность оценена: недавно президент Украины Виктор Ющенко наградил Бжезинского "Орденом Ярослава Мудрого".
Как учёный-политолог Збигнев Бжезинский всегда отличался редкой политической интуицией и проницательностью. При своих крайне резких, часто тенденциозных и несправедливых, оценках советской системы Бжезинский сумел трезво проанализировать её реальные проблемы и негативные стороны. Он оказался в числе немногих, кто не просто критиковал советскую систему, но и предсказал её гибель по причине невозможности справиться с нарастающими внутренними противоречиями. В своей книге "Между двумя веками" Збигнев Бжезинский следующим образом охарактеризовал социально-экономическую ситуацию в СССР за 15 лет до перестройки: "Представляется сомнительной попытка соединить идеологический застой с технологическим обновлением...Такая попытка способна, скорее, породить внутренние противоречия, часто сопряжённые с противостоянием между идеологами и технократами...Результатом будет либо временный компромисс (в духе Брежнева), либо резкие политические повороты от одного акцента к другому. Последующая напряжённость будет расширять брешь между политической системой и обществом. Политическая система не сможет отреагировать на внутренние трудности, и возрастающее общественное давление будет вызывать более фундаментальную переоценку одновременно и идеологической, и институциональной основы советского строя" (Zb. Brzezinski. Between Two Ages: America's Role in the Technetronic Era. - New York: "The Viking Press", 1970, р. 172-173). Как мы теперь видим, этот прогноз подтвердился.
О Бжезинском написано много. Из интернета можно узнать массу подробностей о его жизни, взглядах, научных трудах, равно как и об отношении к нему разных людей в разные времена и в разных странах. Но все эти детали представляются не столь важными. Не так уж важен сегодня и традиционно негативный настрой у Бжезинского к нам и у нас к Бжезинскому. Гораздо важнее другое. Надо попытаться заглянуть в корень нынешнего образа мыслей Бжезинского. Надо постараться использовать его огромный политический опыт, его редкую способность к политическому прогнозированию. Это может помочь правильнее оценить тенденции развития ситуации в США и вообще в западном мире, а следовательно, может оказаться полезным для разработки оптимальных политических рекомендаций.
Перемены в нашей стране побудили Бжезинского глубже задуматься над тем, куда идёт мир и что ждёт Америку. Советской системы больше нет. США оказались в роли единственной сверхдержавы. Но новая Россия пошла не тем путём, как хотелось бы Бжезинскому. Оправившись от шока после колоссальных экономических и социальных потерь, Россия осознала гибельность бездумного скачка к "светлому рыночному будущему". Россия сумела во-время понять, что такой путь неминуемо приведёт её на рыночное кладбище. На рубеже веков власть в России переменилась. Теперь Бжезинский критикует политику нынешнего российского руководства. Он даже усматривает в этой политике некую аналогию с политикой Муссолини в фашистской Италии времён Второй мировой войны. Он опасается укрепления СНГ и нарастания интеграционных процессов. Он ратует за сохранение "независимости" бывших советских республик и за присоединение их к НАТО.
В то же время, обострённое политическое чутьё и инстинкт самосохранения подсказывают Бжезинскому, что новая ситуация чревата опасностью для самой Америки. Сегодня уже не вызывает сомнения, что с определённого момента во взглядах Бжезинского началась серьёзная эволюция в направлении критики современного миропорядка и роли в нём США. В 1993 г. в Нью-Йорке вышла книга Бжезинского "Вне контроля. Мировой беспорядок на пороге двадцать первого века" (Zbignew Brzezinski. Out of Control. Global Turmoil on the Eve of the Twenty First Century. - New York: "Charles Scribner''s sons", 1993). Уже из заголовка книги видно беспокойство автора положением дел в мире. Автор недвусмысленно констатирует надвигающийся кризис мирового капитализма. По его признанию, своей жизнеспособностью современный капитализм во многом обязан тому, что он «сумел перенять у социализма некоторые формы социальной политики» (стр.58). Теперь, считает автор, «если не будут предприняты определённые меры к тому, чтобы поднять значение моральных критериев, обеспечивающих самоконтроль над обогащением как самоцелью, американское превосходство может долго не продержаться». Серьёзного внимания заслуживает и следующий прогноз автора: «Мощнейшие общественные взрывы, очевидно, произойдут в тех странах, которые вслед за свержением тоталитаризма с наивным энтузиазмом лелеяли демократический идеал, а затем поняли, что обманулись» (стр. 217). Автор считает лишь вопросом времени отрицательную общественную реакцию на «демократическую практику» и на «экономические результаты свободного рынка», если они не приведут к «наглядному улучшению социальных условий». Збигнев Бжезинский считает, что в «посткоммунистических» странах либерализм «оказался не слишком привлекательным». По его мнению, «нужны новые идеи». Не выдвигая их, автор сетует на то, что «неравенство становится всё менее терпимым». Это приводит автора к выводу: «Глобальное неравенство, по-видимому, становится ключевой проблемой политики в двадцать первом веке» (стр. 174-183).
В следующей книге "Выбор: мировое господство или мировое лидерство?" Бжезинский развивает свои новые представления о необходимости пересмотра современного миропорядка и роли США в мире (Zb. Brzezinski. The Choice. Global Domination or Global Leadership? - New York: "Basic Books", 2004). Книга написана по следам террористического акта 11 сентября в США и войны в Ираке. Автор с тревогой размышляет о возможном конце "американской эпохи". Его беспокоит нарастание неуправляемости в современном мире на фоне приумножения потенциальных угроз. Сохраняющие пока ещё силу и благополучие страны Запада уже начинают "цепенеть от страха". Автор пытается понять причину этого страха: "Слабые обладают огромным психологичнеским преимуществом. Им почти нечего терять, тогда как сильные могут потерять всё, и эти опасения их пугают" (стр. 44). (Как тут не вспомнить знаменитый лозунг Маркса и Энгельса из "Манифеста коммунистической партии" о том, что пролетариям нечего терять в их борьбе, а приобретут они весь мир! - В.Ф.). Бжезинский считает, что претензии Америки в мировой политике "должны быть чётко обозначены и не оборачиваться самоуправством" (стр. 162). Он рекомендует Соединённым Штатам "быть более внимательными к опасностям, вытекающим из несправедливостей глобализации, поскольку это может породить всемирную реакцию в виде идеологии антиамериканизма" (стр. 228). Вывод автора однозначен: Америке следует умерить свои имперские амбиции. Ей следует стремиться к роли не гегемона, а лидера. Она должна стать страной, которую не боятся, а уважают.
Такие же взгляды Бжезинский высказывает и в своей недавней книге "Ещё один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы" (Zbigniew Brzezinski. Second Chance: Three Presidents and the Crisis of American Superpower. - New York, "Basic Books", 2007). Эта книга переведена на русский язык издательством "Международные отношения". Заголовок этой книги говорит сам за себя и не требует комментариев. В настоящее время Бжезинский, уже в качестве советника кандидата в президенты США Барака Обамы, возлагает на него последнюю надежду на сохранение тающего могущества Америки.
Свои надежды на будущее Бжезинский связывает с молодым поколением. Вот что он сказал в интервью радиостанции "Эхо Москвы" 8 марта 2008 г.: "Вы удивитесь, по крайней мере, слушатели могут удивиться, что я хочу сказать. Но я, честно говоря, оптимист в области российско-американских отношений... Я думаю, что все новые русские, молодые русские люди, граждане вашей страны хотят нормальных отношений с США и то же самое происходит в Америке. Новое поколение, которое приходит сегодня в мир, оно будет улучшать отношения между нашими двумя странами. Я провел свой отпуск в местах, где было полно студентов, молодежи. И там очень много выходцев из России. И я с ними часто разговаривал. Я абсолютно убежден в том, что молодое поколение сегодня думает не так, как думают динозавры. Я думаю, что позитивный потенциал отношений между США и Россией очень высок. Я в этом плане оптимист. Мир будет более демократичным, более предсказуемым. Он будет улучшать жизнь собственных народов в каждой из наших стран. Эпоха империализма уже закончена. Эпоха диктата тоже закончена. Я думаю, мы переходим через последние стадии распада имперских систем в истории человечества. И я думаю, что Россия и народы России, они будут сами определять свою судьбу, и я думаю, что Россия и Европа будут идти к какому-то новому консенсусу" (http://www.echo.msk.ru/programs/beseda/499751-echo/).
Такие слова говорят о многом: 80-летний Збигнев Бжезинский действительно изменился. Складывающаяся геополитическая обстановка тревожит его. Он ищет выход и, в конце концов, приходит к единственно верному заключению: Америке действительно необходимы новые внешнеполитические акценты. Когда-то Бжезинский негодовал по поводу имперских амбиций СССР. Теперь неумолимая политическая логика приводит его к такому же выводу в отношении Америки: её имперские амбиции не имеют перспективы. Возможно, самолюбие мешает Бжезинскому сделать решающий шаг. Сделаем это за него. И США, и Россия, и Европа, и Китай, и все другие страны обязаны осознать, что от их способности объединить в рамках ООН свои усилия, проявить добрую волю и мужество теперь, как никогда прежде, зависит самое главное: выживет ли человечество в нашем общем и единственном доме - на планете Земля.
E-mail: vladislav_feldbl@mail.ru